Музыкотерапия.

Музыка влияет на наши чувства, мысли, эмоции, а значит и на наше поведение, и на нашу осанку. В организме все взаимосвязано и взаимозависимо – в прикладной кинезиологии постулируется «треугольник здоровья» Гудхарда, отражающий связь структурных нарушений (нарушения осанки и движений при дистонии мышц) с биохимическими и эмоционально-энергетическими (канально-меридианальными) нарушениями в организме человека. Музыка побуждает нас к действию, волнует или успокаивает, поскольку воздействует на лимбический отдел головного мозга, который управляет нашими эмоциями и вегетативными реакциями. Спокойная мелодия, к примеру, стабилизирует уровень адреналина в крови, что, в свою очередь, снижает частоту сердечных сокращений и нормализует кровяное давление. Это помогает избежать мигрени и сердечно-сосудистых заболеваний. В то время как слух воспринимает мелодию в целом, организм реагирует на отдельные звуки. От того, какую музыку мы слушаем, зависит состояние нашего здоровья. Быстрая музыка пагубно воздействует на нервную систему, усиливает сердцебиение. Медленная музыка, напротив, успокаивает. Музыка – это не только темп. Тон, вибрация, инструментальная обработка, композиция – именно от этого зависит, как та или иная мелодия действует на наш разум и наше тело. Низкие тона вызывают вибрацию в нижних частях тела, высокие тона «контролируют» верхние органы.
В книге «Прислушайтесь к своему телу» врач-психиатр Джон Даймонд продемонстрировал при помощи прикладной кинезиологии (способ определения сильных и слабых сторон человека путем воздействия на различные мышцы), как «наш организм может распознавать благоприятные или губительные для него звуки и «подыгрывать» их благотворному или вредному влиянию». Другими словами, Даймонд доказал, что мы слышим не только ушами, но и телом. Джон Даймонд установил самый неблагоприятный музыкальный темп – так называемый анапестный ритм. Такой ритм – полная противоположность «вальсирующему» темпу «Раз-два-три, раз-два-три», и, наверное, неслучайно мы слышим в этих звуках биение сердца. Когда мы подвергаемся анапестному ритму, у нас формируется тревожное напряжение, которое вызывает ослабление мышечной силы. Сейчас этот эффект известен как «эффект Даймонда». Однако, по данным ученого, анапестный ритм – не единственный негативный элемент в современной музыке. Прослушивание определенных, «изолированных» нот (например, на репетиции) усиливает состояние гнева. Например, нота «до», исполняемая на любом инструменте, во всех случаях вызывала мышечную слабость.
На лимбические отделы мозга воздействует и запах, поэтому ароматерапия, так же как и музыкотерапия, активно используется в последнее время в психотерапии.
Взаимосвязь психо-эмоциональных реакций человека, связанных с дисбалансом нейротрансмиттеров и энергетических меридианов тела и его структурных (опорно-двигательных) проблем, позволяет использовать музыко-ароматерапию в телесно-ориентированных методах оздоровления, в том числе и массаже.
Например, функциональные связи позвонков и мышц с химическими веществами и эмоциями используются в прикладной кинезиологии. Эти взаимосвязи вкратце можно представить следующим образом:

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ ПОЗВОНКОВ.

1. Сублюксация.
Функциональный блок мышечный
- образован вследствие мышечного дисбаланса,
- возникает в тех позвонках, которые имеют ассоциативные связи с конкретными мышцами.
2. Фиксация.
Функциональный блок суставной
- образован вследствие дискового или суставного дисбаланса,
- возникает в тех позвонках, которые с мышцами имеют приобретенные связи.
3. Ассоциативная мышца.
4. Внутренний орган.
5. Меридиан.
6. Нейротрансмиттеры.
7. Эмоция.
8. Нутриенты.

1 – нет, 2 – лобная кость (ротация, компрессия), 3 – флексоры шеи, 4 – синусы, 5 – желудка, 6 – гистамин, 7 – тревога, эмоциональное напряжение, 8 – пиридоксин, ниацинамид, витамин Е, железо, гистидин.

1 – нет, 2 – сагитальный шов, 3 – прямые мышцы живота, 4 – тонкая кишка, 5 – тонкого кишечника, 6 – норадреналин, 7 – эмоциональное беспокойство, «синдром профорга», «синдром отличника», 8 – витамин Е, тирозин, фолиевая кислота, фосфатидилхолин, витамин В3, медь, германий, марганец.

1 – нет, 2 – теменные кости, 3 – передние лестничные мышцы, 4 – нет, 5 – желудка, 6 – гистамин, 7 – тревога, эмоциональное напряжение, 8 – витамины группы В, Е.

1 – Тh2, 2- грудина, 3 – подлопаточная, 4 – сердце, 5 – сердца, 6 – норадреналин, 7 – обида, недостаток любви, усталость, 8 – витамины Е, С, В 12, бетаин, марганец, цинк, хром, селен.

1 – Тh3, 2 – С7-Тh1, 3 – дельтовидная, 4 – легкие, 5 – легких, 6 – тормозные (глицин, таурин, ГАМК), 7 – печаль, депрессия, 8 – витамин С, РНК, деринат, бетаин, фолиевая кислота, холин, медь..

1 – Тh4, 2 – С3-С6, 3 подколенная, 4 – желчный пузырь, 5 – желчного пузыря, 6 – ацетилхолин, 7 – гневливость, сварливость, 8 – витамин А, экстракты листьев свеклы, лецитин, марганец, витамины В1, В5,В12.

1 – Тh5, 2 – нет, 3 – большая грудная (ключичная порция), 4 – желудок, 5 – желудка, 6 – гистамин, 7 – тревога, 8 – витамины В1, В12.

1 – Тh6, 2 – нет, 3 – широчайшая мышца спины, 4 – поджелудочная железа, 5 – селезенки, 6 – гистамин, 7 – забота, 8 – витамины А, В 12, С, цинк, хром, .

1 – Тh7, 2 – Тh12-L1, 3 – средняя и нижняя порции трапециевидной мышцы, 4 – селезенка, 5 – селезенки, 6 – гистамин, 7 – забота , 8 – кальций, витамин С, фолиевая кислота.

1 – Тh8, 2 – нет, 3 – большая грудная (грудинная порция), 4 – печень, 5 – печени,
6 – ацетилхолин, 7 – раздражительность, злобливость, 8 – препараты желчи, витамины А, В2, В3, лецитин, цинк.

1 – Тh9, 2 – нет, 3 – портняжная, стройная, икроножная, 4 – надпочнчники, 5 – перикарда, 6 – допамин, 7 – усталость, вялость, апатия, 8 – тирозин, витамин В6, В5, жень-шень, цинк, магний, марганец.

1 – Тh10, 2 – нет, 3 – четырехглавая мышца бедра, 4 – тонкий кишечник, 5 – тонкого кишечника, 6 – норадреналин, 7 – чувство несправедливости, эмоциональное беспокойство, экзальтация, раздражительность, 8 – убихинон, витамин Д, витамины В 3, В6, В9, фосфатидилхолин, медь, железо, германий, марганец.

1 – Тh11-12, 2 – С0-1, 3 – подвздошно-поясничная, 4 – почки, 5 – почек, 6 – серотонин, 7 – страхи, 8 – витамины А, Е, В 9, сок нони, сера, марганец, цинк, хром.

1 – L1, 2 – нет, 3 – экстензоры бедра (хамстрингеры), 4 – прямая кишка, 5 – толстой кишки, 6 – тормозные, 7 – печаль, скорбь, 8 – кальций, бетаин, витамин Е, таурин, глицин.

1 – L2, 2 – нет, 3 – квадратная мышца поясницы, 4 – ИЦК (илео-цекальный клапан), аппендикс, 5 – толстой кишки, 6 – тормозные, 7 – печаль, 8 – витамины А, Е, С, таурин, глицин.

1 – L3, 2 – С1-С3, 3 – большая ягодичная мышца, 4 – репродуктивные органы, 5 – перикарда, 6 – аспартат, глютамат, 7 – озабоченность чем-либо, нелюдимость, 8 – витамин Е, витамин В 3, марганец, магний.

1 – L4, 2 – нет, 3 – мышца напрягающая широкую фасцию бедра, 4 – толстая кишка, 5 – толстой кишки, 6 – тормозные, 7 – печаль, депрессия, 8 – витамины А, Е, С, ацидофилин, лактобактерин, бифидобактерин, двухвалентное железо, таурин, глицин.

1 – L5, 2 – нет, 3 – грушевидная мышца, 4 – репродуктивные органы ( простата, матка), 5 – перикарда, 6 – аспартат, глютамат, 7 – забота, эпатаж, истерики, 8 – цинк, витамины Е, А.

1 – нет, 2 – Тh2-Тh11, 3 – большая круглая мышца, 4 – нет (кислотно-щелочной баланс организма), 5 – задний срединный меридиан, 6 – допамин, 7 – астенический синдром, 8 – кислотно-щелочной баланс, лецитин, витамины В 3, В 6, В 9, медь, германий, марганец, железо.

1 – нет, 2 – L1-S1, КПС (крестцово-подвздошное сочленение), 3 – экстензоры шеи, 4 – синусы, 5 – желудка, 6 – гистамин, 7 – тревога, эмоциональное напряжение, 8 – пиридоксин, ниацинамид, гистидин, витамин Е.

Как уже говорилось, человек «слышит» музыку всем телом. Но человек и дышит всем телом – в акте дыхания участвуют все мышцы, все диафрагмы тела и твердая мозговая оболочка. Все это позволяет составлять индивидуальные лечебные программы, включающие массаж, остеопатическкие техники, дыхательные упражнения, и такие психотерапевтические методы как ароматерапия и музыкотерапия. Чем лечение комплектнее, тем оно эффективнее. Примером такого подхода может служить следующий алгоритм профилактики и «снятия» стресса:

1. Раздражение (постукивание или круговой массаж) точек начала и конца янь-меридианов, которые расположены на лице, или репрезентативных точек инь-меридианов на теле, которые связаны с определенной эмоциональной реакцией. Проводится одновременно с успокаивающим дыханием.
2. Использование эфирных масел, которые можно наносить на рефлекторные точки и добавлять в косметику или аромакулоны. Можно использовать цветочные эссенции Баха, либо эфирные масла гармонизирующего действия (масла ладана, герани, древесины розового дерева, цветков лаванды, смолы энеми и другие), либо специально составленные эфирные композиции ( например «КВИСЦЕНС», «КОМПОШУЭ», «ДИ ЛАЙТ» фирмы Neways).
3. Выполнять дыхательные упражнения, уменьшающие эмоциональное и физическое перенапряжение:
Успокаивающее дыхание. Во время такого дыхания постепенно удлиняется выдох и пауза после него. Формулы выглядят так: 2+2+2; 3+3+2; 3+4+2; 3+5+2; 4+6+2; 4+7+2; 5+8+2; 5+10+3 (первая цифра – продолжительность вдоха, вторая – продолжительность выдоха, третья – длительность паузы после выдоха в секундах, или на произвольный счет с одновременным постукиванием по рефлекторным точкам).
Очистительное дыхание (при усталости, разбитости, перед психоэмоциональной нагрузкой). Согните руки в локтях, кисти поднесите к плечам и сделайте спокойный полный вдох. Потом выдержите небольшую паузу, во время которой язык у вас будет прижат к небу. И выдыхайте воздух через рот, небольшими порциями, сложив, как при свисте, трубочкой губы, или через плотно сжатые зубы. Руки в это время у вас опускаются вниз. Выдох должен длиться раза в четыре дольше вдоха.
Ритмичное дыхание (при гневе, споре, негодовании, негативных мыслях и эмоциях). Надо сделать спокойный выдох, три секунды выдержать паузу (в это время произнести аффирмацию), далее без напряжения «довыдохнуть» остатки воздуха, еще раз выдержать трехсекундную паузу с аффирмацией и сделать спокойный, естественный вдох. Так дышать надо до полного расслабления мышц. Упражнение можно делать и сидя, и в движении. Во время ходьбы дышите в такт шагам: выдох, далее на три шага пауза, затем «довыдох» и опять на три шага пауза, и, наконец, спокойный вдох.
В ряде случаев эффективно «рыдающее дыхание» по Вилунасу.
4. Аффирмация (словесная установка) – подбирается индивидуально врачем-кинезиологом.
5. Музыкотерапия.

При гневливости, приступах ярости, озлобленности, сварливости, унынии, неумении простить – массируются точки начала меридиана желчного пузыря (у наружного угла глазницы, VB 1).
Музыкотерапия:
Бетховен – «Крейцерова соната»(1 часть), увертюра «Кориолан», рондо для фортепиано «Ярость по поводу утерянного гроша»,
Бах – «Кантата N 2″, Итальянский концерт,
Гайдн: Симфония,
Сибелиус: “Финляндия”,
Скрябин: Прелюдии для фортепиано,
Фpанк – Симфония pе миноp,
Глюк – Танец духов,
Уильямс «Полет жаворонка»,
Дебюсси. Сюита «Дафнис и Хлоя» (оркестр).

При сожалении, грусти, обиде, чувстве несправедливости, эмоциональной напряженности массируется последняя точка меридиана тонкого кишечника (перед козелками ушей, IG 19) и точка тревоги меридиана сердца (край мечевидного отростка грудины, CV14).
Музыкотерапия:
Бpамс – «Колыбельная»,
Шубеpт – «Аве Маpия»,
Дебюсси -»Свет луны»,
Шопен. Все фортепьянные ноктюрны,
Бах – «Сицилиана»,
Альбинони – «Адажио соль минор» (струнные и орган),
Жан Мишель Жар – «Калипсо»,
Бетховен: пьеса «К Элизе» для фортепиано, вторая часть «Патетической сонаты» .

При тревожности, неприятных предчувствиях, разочаровании, повышенной требовательности к себе, комплексе неполноценности – раздражаются точки начала меридиана желудка (под глазом, Е1) и конца меридиана тройного обогревателя (у наружного края бровей, TR23).
Музыкотерапия:
Шопен – мазуpки и пpелюдии,
Штpаус – вальсы,
Рубинштейн – «Мелодия»,
Дебюсси – «Соната для скpипки и фоpтепиано», «Море»,
Бетховен – пятая соната для фортепиано (1-2 части).
Чайковский. Фантазия-увертюра «Ромео и Джульетта» (оркестр)

При беспокойстве, страхах, неуверенности – раздражаются точки начала меридиана мочевого пузыря (у внутреннего угла глаза, V1), при чувстве вины, печали, скорби – точки конца меридиана толстого кишечника (у середины заднего края крыла носа, GI20). Музыкотерапия:
Бах. Вторая часть концерта соль минор для клавишных и струнных,
Моцарт. Вторая часть «Концерта для кларнета ля мажор»,
Бетховен: третий концерт для фортепиано с оркестром (1 часть), седьмая симфония (2 часть), увертюра «Эгмонт», семнадцатая соната для фортепиано, седьмая соната для фортепиано (2 часть),
Шуберт. Вторая часть фортепьянного трио ми-бемоль мажор (фортепьяно, скрипка и виолончель) ,
Гуно. «Аве Мария» и «О, Божественный Искупитель!» (сопрано и фортепьяно)
Дебюсси. «Две арабески» (фортепьяно),
Равель «Сонатина» (вторая часть).

При переутомлении, смятении, меланхолии, ревности, отчаянии, головной боли напряжения массируется точка под нижней губой (на подбородке) и точка над верхней губой (под носовой перегородкой). Музыкотерапия:
Хачатуpян – сюита «Маскаpад»,
Геpшвин – «Амеpиканец в Паpиже»,
Чайковский – «Шестая симфония (часть 3)»,
Бах. Прелюдия №8 ми-бемоль минор из «Хорошо темперированного клавира», т.1 (фортепиано или клавесин)
Рахманинов. Вокализ (сопрано в сопровождении оркестра),
Бетховен – увеpтюpа к опеpе «Эгмонт», «Аппассионата», первая часть «Лунной сонаты»,
Шопен – пpелюдии,
Лист – «Венгеpская pапсодия»,
Моцаpт – «Маленькая ночная сеpенада», «Дон Жуан»,.

Следует сказать, что все перечисленные музыкальные произведения обладают релаксирующим эффектом и могут использоваться при массаже для создания комфортной эмоциональной обстановки.

Comments are closed.